Краткая коллекция англтекстов

Давид Рикардо

The Principles of Political Economy and Taxation /Начала политической экономии и налогообложения

Chapter 29 Taxes Paid by the Producer/Глава XXIX. Налоги, уплачиваемые производителем

English Русский
Mons. Say greatly magnifies the inconveniences which result if a tax on a manufactured commodity is levied at an early, rather than at a late period of its manufacture. The manufacturers, he observes, through whose hands the commodity may successively pass, must employ greater funds in consequence of having to advance the tax, which is often attended with considerable difficulty to a manufacturer of very limited capital and credit. To this observation no objection can be made. Г-н Сэй сильно преувеличивает неудобства, проистекающие от того, что налог на промышленные товары взимается на ранней стадии их изготовления, а не на более поздней. Он замечает, что фабриканты, через руки которых последовательно проходит товар, должны употреблять более значительные средства вследствие необходимости авансировать налог, а это часто ставит в затруднительное положение фабриканта, обладающего очень ограниченным капиталом и кредитом. Против этого замечания нельзя ничего возразить.
Another inconvenience on which he dwells is, that in consequence of the advance of the tax, the profits on the advance also must be charged to the consumer, and that this additional tax is one from which the treasury derives no advantage. Другое неудобство, на котором он останавливается, заключается в том, что вследствие авансирования налога прибыль на аванс должна также быть получена с потребителя, но из этого добавочного налога казначейство не извлекает никакой выгоды.
In this latter objection I cannot agree with M. Say. The State, we will suppose, wants to raise immediately г1,000 and levies it on a manufacturer, who will not, for a twelvemonth, be able to charge it to the consumer on his finished commodity. In consequence of such delay, he is obliged to charge for his commodity an additional price, not only of г1,000, the amount of the tax, but probably of г1,100, г100 being for interest on the г1,000 advanced. But in return for this additional г100 paid by the Consumer, he has a real benefit, inasmuch as his payment of the tax which Government required immediately, and which he must finally pay, has been postponed for a year; an opportunity, therefore, has been afforded to him of lending to the manufacturer, who had occasion for it, the г1,000 at 10 per cent, or at any other rate of interest which might be agreed upon. Eleven hundred pounds payable at the end of one year, when money is at 10 per cent interest, is of no more value than г1,000 to be paid immediately. If Government delayed receiving the tax for one year till the manufacture of the commodity was completed, it would, perhaps, be obliged to issue an Exchequer bill bearing interest, and it would pay as much for interest as the consumer would save in price, excepting, indeed, that portion of the price which the manufacturer might be enabled in consequence of the tax, to add to his own real gains. If for the interest of the Exchequer bill, Government would have paid 5 per cent, a tax of г50 is saved by not issuing it. If the manufacturer borrowed the additional capital at 5 per cent, and charged the cOnsumer 10 per cent, he also will have gained 5 per cent on his advance over and above his usual profits, so that the manufacturer and Government together gain, or save, precisely the sum which the consumer pays. С последним доводом г-на Сэя я не могу согласиться. Предположим, что государство вынуждено немедленно собрать сумму в 1 тыс. ф. ст. и взимает её с фабриканта, который только по истечении 12 месяцев в состоянии будет переложить эту сумму в цене законченного товара на потребителя. Вследствие этой отсрочки он вынужден повысить цену своего товара не только на добавочную сумму в 1 тыс. ф. ст., т. е. на сумму налога, а, вероятно, на сумму в 1 100 ф. ст., из которых 100 ф. ст. составляют проценты на авансированный капитал в 1 тыс. ф. ст. Но взамен за добавочные 100 ф. ст., уплачиваемые потребителем, последний получает действительную выгоду, поскольку уплата налога, который требуется правительством немедленно и который он в конечном счёте должен оплатить, откладывается на целый год. Он, таким образом, может ссудить фабриканту, нуждающемуся в деньгах, 1 тыс. ф. ст. из 10% или из какого-нибудь другого процента по взаимному соглашению. 1 100 ф. ст., которые должны быть уплачены по истечении года, стоят, исходя из 10%, не больше, чем 1 тыс. ф. ст., которые должны быть уплачены немедленно. Если бы правительство отсрочило взимание налога на год, пока производство товара было бы вполне закончено, оно было бы, может быть, вынуждено выпустить казначейские обязательства, приносящие известный процент. Оно платило бы, таким образом, столько денег в виде процента, сколько потребитель сберёг бы на цене, за исключением, правда, той части цены, которую фабрикант имел бы возможность прибавить к своему действительному барышу благодаря налогу. Если бы правительство должно было платить 5% по своим казначейским обязательствам, то, не выпуская их, оно сберегло бы 50 ф. ст. налогов. Если бы фабрикант занял необходимый ему добавочный капитал из 5% и взял с потребителя 10%, он получил бы кроме обычной прибыли ещё 5% на авансированный капитал. Таким образом, фабрикант и правительство вместе выиграли бы или сберегли точно такую же сумму, какую уплачивает потребитель.
M. Simonde, in his excellent work, De la Richesse Commerciale, following the same line of argument as M. Say, has calculated that a tax of 4,000 francs, paid originally by a manufacturer, whose profits were at the moderate rate of 10 per cent, would, if the commodity manufactured, only passed through the hands of five different persons, be raised to the consumer to the sum of 6,734 francs. This calculation proceeds on the supposition, that he who first advanced the tax, would receive from the next manufacturer 4,400 francs, and he again from the next, 4,840 francs; so that at each step 10 per cent on its value would be added to it. This is to suppose that the value of the tax would be accumulating at compound interest; not at the rate of 10 per cent per annum, but at an absolute rate of 10 per cent at every step of its progress. This opinion of M. de Simonde would be correct, if five years elapsed between the first advance of the tax, and the sale of the taxed commodity to the consumer; but if one year only elapsed, a remuneration of 400 francs, instead of 2,734, would give a profit at the rate of 10 per cent per annum, to all who had contributed to the advance of the tax, whether the commodity had passed through the hands of five manufacturers or fifty. Г-н Симонд [Симонд де Сисмонди. - Прим. ред.], развивая дальше аргументацию Сэя, в своём прекрасном сочинении "De la Richesse Commerciale" вычислил, что если бы товар должен был пройти только через руки пяти различных лиц, то налог в 4 тыс. фр., уплаченный сначала фабрикантом при умеренной прибыли в 10%, возрос бы для потребителя до суммы в 6 734 фр. Этот расчёт основан на предположении, что тот, кто первый авансирует налог, получит от следующего фабриканта 4 400 фр., а этот в свою очередь от следующего за ним 4 840 фр., и так каждый раз при переходе товара в руки следующего фабриканта к стоимости его будет прибавляться 10%. Это было бы равносильно предположению, что стоимость налога накопляется по сложным процентам, т. е. не по годичной норме в 10%, а по абсолютной норме в 10%, прибавляемой при всякой последовательной передаче товара. Положение г-на Симонда было бы верно, если бы между первым авансированием налога и продажей обложенного товара потребителю прошёл срок в пять лет. Но если бы прошёл только один год, то не 2 734, а 400 фр. составили бы 10% вознаграждения всем, кто авансировал этот налог, независимо от того, прошёл ли товар через руки 5 или 50 фабрикантов.

К началу страницы

Титульный лист | Предыдущая | Следующая

Граммтаблицы | Тексты