Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

О внутренней форме художественного текста

На материале рассказов В.М. Шукшина

Художественный текст как любое речевое произведение (в том числе оязыковленное, т.е. уже единица языка) является носителем внутренней формы. Это не единственное собственно лингвистическое свойство художественного текста, воспринятое им из языкового субстрата. Описание общего, изоморфного (на фоне специфики) представляется перспективным подходом в структурном анализе текстов всех видов.

Внутренняя форма, по В. Гумбольдту, - это тот изначальный элемент, из которого закономерно "вырастает" речевое произведение в единстве его формальной и содержательной сторон; в плане синхронного генезиса - это зародыш, предвосхищение формы, формирующегося содержания. Это источник разнообразия внешних форм и одновременно его преодоление, т.е. источник целостности.

Это принципиально важно для изучения прозы В.М. Шукшина, так как ее главной отличительной структурной особенностью является "коллажность" - составлен-ность из разнообразных (по источнику, стилю, жанру, субъектной принадлежности речи) фрагментов, заимствованных (и как бы необработанных) из непосредственного речевого потока русской народной жизни, из непрерывной его цитации (в широком, бахтинском смысле), но во всей совокупности образующих единое художественное целое "высокой пробы", в котором внешне чужеродные и разнородные элементы оказываются освоенными и системно организованными (причем, организованными в сугубо индивидуальном стиле).

Поиски синтезирующего, системообразующего начала - внутренней формы - лежат в разных направлениях, вза имодействующих по принципу дополнительности. В докладе они иллюстрируются текстами В.М. Шукшина.

Проводится анализ содержания противопоставлений разнородных фрагментов, где сами контрасты (или их снятие) выполняя эстетические функции, создают целостность художественной ткани (целое как система значимостей, парадигматический аспект).

Анализируются стыки разных фрагментов, механизм обеспечения синтагматической целостности текста.

Эпидигматический, детерминационный, синхронно-генетический аспект структуры текста - обусловленность его структурных элементов первичными элементами (из глубины). На оси "глубинное - поверхностно-речевое" разнообразие форм предстает как вариантность проявления сущности. В гносеологическом плане анализ внутренней формы в данном аспекте - это поиск исходной детерминанты, т.е. динамической структурной модели, или инварианта - статической модели. Созданный В.М. Шукшиным художественный "материк" представляет собой "развертывающуюся динамическую целостность" (В.Ф. Горн). Шукшин охватывает жизнь не экстенсивно (все новые и новые факты), а интенсивно (тема, характер, прием все глубже и глубже). Генетико-динамическая модель описания наиболее адекватно отвечает способу построения художественного текста у В.М. Шукшина.

Глубинной сутью, дающей начало шукшинским текстам в их разнообразии и единстве, является этико-эстетическии идеал автора. Этическое содержание ("нравственность есть правда") воплощается в адекватную ему форму - речевую форму, речевую стихию. Речевая форма у В.М. Шукшина не материал, а именно внутренняя форма, поскольку изначально значима, маркирована по этическому признаку правда (или неправда). "...Отныне никогда не совру, ни одно слово не выскочит просто так" (из письма А. Фадееву); не соврать" - единство этического и эстетического начал,^ воплощенное в речевой внутренней форме, спроецированной на поверхность множеством речевых произведений - носитзлеи этого начала. Нравственные конфликты в прозе Шукшина разворачиваются перед читателем в форме речевых конфликтов. Речевые темы "подлинное -- фальшивое", "искреннее - лицемерное" - являются центральными для В.М. Шукшина. Заставить читателя заглянуть "за речь", почувствовать за ней суть характера и - глубже - экзи-стенцию его внутренней драмы есть доминантный эстетиче- ский принцип Шукшина-новеллиста. "В конце концов мы так и составляем понятие о человеке - послушав его. Тут он не соврет". Парадигматика речевых форм - основной принцип структурной организации текстов В.М. Шукшина, в ее центре оппозиция "речевая правда - речевая ложь". Ощущение ее превращает в сознании читателя речевую кол-лажность в органическую целостность, кажущуюся стихий-ность - в произведение искусства (искусность). . Основная речевая форма в прозе В.М. Шукшина - живая, (как бы) необработанная речевая стихия с разной субъектной принадлежностью. Но эта стихия организованная (в соответствии с внутренней формой) по принципу речевого конфликта (носителей разных типов речевого поведения). Речевая "дуэль" - наиболее типичная форма конфликта. Изобличение фальши, лицемерия - типовое содержание конфликта.

Большого искусства В.М. Шукшин достиг в маркировке как правило, неявной) носителей правды и лжи (фальши). Для этого используются фоновые коды: телепатический, телесный, предметный и др.

К началу страницы


Перечень работ по художественному тексту | Домашняя страница Н. Д. Голелва