2. Однако названное направление детерминации не единственное. Неизменность мотивата по форме и значению ещё не означает обязательной неизменности исходного состояния/степени/его мотивированности/ср.: ПОЛОТЕНЦЕ, СЫРОЕЖКА, КОНЬКИ/. Во многих же случаях изменения мотивированности причина лежит не в изменениях мотивата, а в изменениях мотиватора, т.е. в особенно мотивационной сфере, которая, следовательно, относительно независима в своём бытии от других сфер слова /ср.: ПОГОЖИЙ, ПОРТНОЙ, ВЕТЧИНА/. Независимость проявляется и в том, что изменение значения не ведет к автоматическому изменению мотивации; так слова ВЕРХОГЛЯД, ВЕЛИКОВОЗРАСТНЫЙ, ВОЖДЕНИЕ ранее имели другое значение, тем не менее считать их мотивированными нельзя.
3. Неверно полагать, что мотивированность в подобных случаях "сохраняется", "не забывается" и т.п.; она создается живым синхронно-динамическим механизмом мотивации, заключающемся в непрерывном использовании мотивата/его структуры, отношений/в процессах порожденияи восприятия речи, что требует постоянного соотнесения слова с "живыми" фактами лексической и морфемно-словообразовательной системы/так.ВЕРХОГЛЯД соотносится сейчас с выражениями СМОТРЕТЬ ПО ВЕРХАМ, СШИБАТЬ ВЕРХУШКИ, ВЗНОС - со ВНОСИТЬ и т.п./. Реальность таких фактов видна в том, что носитель языка практически вынужден соотносить слова типа КОЛИКИ, СФАБРИКОВАТЬ, БЕСТАЛАННЫЙ с КОЛОТЬ, ФАБРИКА, ТАЛАНТ. Таким образом, глубинной причиной, движущей силой мотивации оказывается лексическая системность. Тенденция к мотивированности может быть понята в этом случае как перенос "нормальных" формально-семантических взаимодействий на отклонения от нормы, как приведение последних к норме.
4. Исходным пунктом соотнесения мотивата с лексической системой является звуковая оболочка последнего/ПРОМОЗГЛЫЙ -- МОЗГ, ВЕРТОПРАХ -- ВЕТЕР, ПРАХ и т.п./. Семантика в этом случае лишь корректирует поиск оптимального коррелята, а при выходе этого процесса на уровень осознанных рефлексий позволяет представить формальные ассоциации как формально-семантические связи: ВОЛНУШКА -- "шляпка с волнистым рисунком", "внизу мягкая, как волна", ПОДЛИЗА -- "лижет пятки", "начальник прольет, он подлизывает" и т.п. Очевидно, что подобные требования вторичны, они лишь "привязываются" к формальным как данным. Таким образом, формальный план как неотъемлемый компонент системы обладает собственными детерминирующими способностями.