Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

Типы мотивированных единиц русского языка и их взаимодействие

Завершение словообразовательного акта является одновременно началом сложного процесса преобразования словообразовательных отношений в лексико-мотивационные, в котором можно выделить несколько этапов (форм).
  1. Взаимодействие порождающего характера (прямое использование мотиваторов в актах окказиональной деривации).
  2. Синхронно-динамическое взаимодействие (мотивация на фоне и под воздействием представлений об "образованности" данного слова от другого.)
  3. Переход от генетико-динамического взаимодействия к синхронно-статическому (вместо "образованности"- причинно-следственные зависимости по типу "первичное/вторичное", базирующиеся на признаках простоты/сложности, употребительности и т.п. мотивирующего и мотивированного слов; деривационность здесь не исключается, но требует специальных доказательств).
  4. Утрата отношений зависимости (первичности и вторичности), установление формально-семантической соотносительности немотивационного характера или равноправия направлений зависимости (типа хохма-хохмить, воспитывать-воспитать)_.
  5. Постепенное преобразование функционального в этимологическое (возникновение и развитие различных форм асимметрии деривации и мотивации, ослабление связей с мотиватором).
Предпосылки этого процесса заключены в специфике мотивационных функций: остановится необязательным осознание рациональности связи между означающим и означаемым (такая связь осуществляется автоматически), а также генетически и причинно-следственных связей между словами на синхронном срезе лексической системы и в процессе функционирования готовых слов.

К началу страницы


Перечень по мотивологии | Домашняя страница Н. Д. Голелва