Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

Русский язык и литература: изучать или учить? И изучать, и учить!

В минувшие выходные успешно завершила работу Всероссийская научно-практическая конференция "Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты" (24-26 января 2003 г.), организованная по инициативе Алтайского государственного университета, Барнаульского государственного педагогического университета, лаборатории юрислингвистики и развития речи АлтГУ (руководитель д.ф.н., профессор Н.Д. Голев) и лаборатории русской речи БГПУ (руководитель д.ф.н., профессор Н.Б. Лебедева). Финансовую поддержку данного мероприятия осуществил Институт "Открытое общество".

Для участия в конференции было подано 148 заявок; в восьми секциях учеными из 15 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Пермь, Великий Новгород, Барнаул, Омск, Томск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Бийск, Лесосибирск, Ленинск-Кузнецкий и др.) прочитано более 90 докладов; проведен Круглый стол "Единый государственный экзамен по русскому языку"; два мастер-класса в школах N 73 и 123 г. Барнаула.

В работе конференции активнейшее участие приняли лингвисты, литературоведа, педагоги, преподаватели школ г. Барнаула.

Данная научно-практическая конференция стала значительным и уникальным событием в научной жизни города, края и России в целом. Прежде всего, необычен предмет, ставший объектом обсуждения многочисленной аудитории -- естественная (спонтанная, непринужденная) письменная речь, которой мы пользуемся в нашей повседневной жизни, но которая, как это ни странно, до сего времени еще недостаточно изучена, например, не попадают в поле зрения большой науки такие жанры, как записки, объявления, студенческие конспекты, армейские письма или альбомы девочек-школьниц и многое другое, представляющее собой особый пласт народной культуры.

Во-вторых, и это отмечали все гости и участники, организаторы впервые сумели собрать вместе единомышленников, интересующихся проблемами развития русской письменной речи -- ученых классических и педагогических университетов России, сотрудников лабораторий, учителей школ, что во многом способствовало плодотворной и содержательной работе конференции.

Основные идеи конференции: единство исследовательского и образовательного аспектов, необходимость индивидуально-типового подхода к развитию речи в школе, изучения природы языкового чувство и возможностей его выявления и развития в школе, дидактические возможности комплексного изучения текста и мн. другие. Один из основных вопросов конференции: какова основная цель курсов русского языка и литературы в школе? Следует ли учить детей изучать (анализировать) тексты или учить их читать и писать их? Так назывался , кстати, один из докладов на пленарном заседании. Мнения здесь разделились, но большинство склонялось к необходимости единства названных подходов.

Важным моментом было проведение круглого стола "Единый государственный экзамен по русскому языку", в работе которого активно участвовали учителя г. Барнаула, представители Краевой администрации, сотрудники АКИПКРО, преподаватели АлтГУ и БГПУ, вузов города и края. Он выявил ряд проблем, связанных с экспериментом по проведению в крае ЕГЭ по русскому языку и литературе. Присутствовавшие, среди которых были как сторонники ЕГЭ, так и его противники, тем не менее, единогласно отметили следующее:

Искреннего восхищения столичных гостей удостоились мастер-классы, проведенные в рамках научно-практической конференции учителями 73 и 123 школ г. Барнаула, где были представлены учебная программа проф.Н.Д.Голева и программа проф.Т.С.Троицкой по литературе для начальных классов. В частности, доктор психологических наук, профессор Московского государственного университета Т.В. Ахутина назвала уроки барнаульских учителей "человеческим фактором в педагогике" и пиком конференции, отметив, что она с удовольствием бы показала эти материалы в Москве и использовала бы их в качестве методических пособий.

Уникальность данной конференции во многом обусловлена составом участников и высоким уровнем их квалификации. В работе конференции принятии участие более 80-ти докторов и кандидатов наук из разных городов России, среди которых д.ф.н., профессор, заведующая Лабораторией детской речи РГПУ им. А.И. Герцена С.Н. Цейтлин (Санкт-Петербург); д.ф.н., профессор, декан филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена Н.Л.Шубина (Санкт-Петербург); д.п.н., профессор кафедры русского языка Челябинского ГУ Л.А. Месеняшина; доктор психол. наук, профессор МГУ Т.В. Ахутина; д.ф.н., профессор, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Омского ГУ О.С. Иссерс; д.ф.н., профессор, зав. кафедрой исторического языкознания Омского ГУ Б.И. Осипов; д.ф.н., профессор, зав. кафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии ТГУ З.И. Рязанова (Томск); д.ф.н., профессор кафедры русского языка БПГУ Г.Г. Москальчук (Бийск); д.ф.н., профессор кафедры русского языка БПГУ Е.Б.Трофимова(Бийск); д.ф.н., профессор, зав. кафедрой русского языка Кемеровского ГУ А.Н. Ростова(Кемерово);д.ф.н., профессор Лесосибирского педагогического института Б.Я. Шарифуллин (Лесосибирск); к.ф.н, доцент кафедры русского языка и методики преподавания МГПУ Т.С.Троицкая (Москва); д.ф.н., профессор АлтГУ Н.Д. Голев, д.ф.н., профессор АлтГУ С.М. Козлова, д.ф.н, проф. БГПУ Н.Б. Лебедева и многие другие преподаватели алтайских вузов.

В течение двух дней на двух пленарных заседаниях и в 8-ми секциях были обсуждены актуальные проблемы исследования естественной письменной речи; отмечена неизученность целого ряда пластов естественной письменной речи; зафиксировано появление новых форм и видов естественной письменной речи, возникновение новых тенденций в орфографии и пунктуации, требующих разнообразных аспектов изучения с целью их осмысления; обращено внимание на оторванность методики обучения письму в школе от естественно развивающейся русской письменной речи; обсуждены и одобрены новые, в том числе и инновационные, методики обучения современному русскому языку как в средней, так и в начальной школе.

Участники конференции предложили:

К началу страницы


Перечень работ по лингводидактике | Домашняя страница Н. Д. Голелва