Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

Современная ментально-языковая ситуация в россии и содержание школьного курса русского языка: смена парадигм

В докладе обосновывается новое понятие - "ментально-языковая ситуация" (МЯС),- позволяющее характеризовать состояние общества в аспекте его взаимоотношений с языком. Данное понятие призвано зафиксировать взаимодействие онтологической сферы - языкоречевой действительности и человека (общества), стремящегося воздействовать на нее (прежде всего мы имеем в виду лингводидактическое воздействие), и сферы ментальной, отражающей и эту действительность, и это воздействие в формах как стихийного познания, так и в форме научных понятий. В докладе предпринимается попытка моделирования МЯС с позиций обыденного метаязыкового сознания. Такой выбор обусловливается его детерминирующим воздействием на другие компоненты МЯС: от него во многом зависят (позитивно или негативно) и наука и обучение языку и сама языкоречевая действительность. Однако такое направление детерминации редко становилось предметом лингвистического изучения, тем более изучения целенаправленного, системного. Детерминанты такого рода были "не в чести" у отечественной лингвистики, до недавнего времени недооценивающей детерминационное воздействия сознания на объективный мир ("бытие определяло сознание"), наивное же сознание понималось вообще как нечто второстепенное, если не второсортное.

Обыденное метаязыковое сознание, включающее в себя знания (представления) о речеязыковой действительности, являются частью наивной языковой картины мира и в этом статусе они активно воздействуют как на сам язык (языковую семантику естественного языка и его единиц, прежде всего слов, значение которых во многом и есть обыденные понятия; организацию смысловых полей, топиков, фреймов), так и на мировоззрение вообще, где они входят в парадигму, образуемую другими сферами обыденного сознания, такими, как наивная медицина, наивное право, наивная теософия и т.п. Школьное образование стремится приблизить обыденные представления к научным. И это его главная ментальная и деятельностная установка. Но нередко и наука, и зависимая от него дидактика сами находятся под воздействием обыденного сознания, рождающего лингвистические мифы.

Не исключено, что сама их закрепленность и массовость является признаком национальной ментальности, в той ее сфере, где обыденное сознание стремится преодолеть свою "наивность" и трансформировать интуитивные представления в понятия более высокого уровня. Изучая такие понятия, можно, по-видимому, выходить на самые высокие категории наивной философии языка (склонность к лингвофилософскому материализму или идеализму, прагматизму или романтизму, объективизму или мистицизму, рационализму или интуитивизму).

Далее в докладе представляются конкретные результаты наших исследований в этой области. Для иллюстрации избрана такая яркая черта современной ментально-языковой ситуации современной России, как орфографоцентризм.

Уже более столетия русской нации вольно или невольно навязываются орфографоцентристские представления о русском языке, в которых между правописанием и русским языком ставится знак равенства. Наш эксперимент показывает, что 9 из 10 рядовых носителей русского языка отвечают, что русский язык нужно изучать в школе для того, чтобы "писать без ошибок (грамотно, правильно)". Эти представления возникают прежде всего из того, что на орфографию и пунктуацию уходить значительная доля учебного времени на уроках русского языка, из той роли, которой придают им на разного рода экзаменах и разными проверяющими комиссиями. Немалую роль играет и то обстоятельство, что орфографические правила в русском языке носят метаязыковой характер - получается, что знания о языке даются в школе для того, чтобы "писать правильно". Отсюда, кстати, во многом проистекает и бессистемность самих этих знаний.

В докладе анализируются стереотипы обыденного сознания, вытекающие из орфографоцентристских представлений о русском языке его рядовых носителей, и их весьма серьезные следствия в сфере образования и социальной жизни, предлагается программа исследовательских и практических действий.

К началу страницы


Перечень работ по когнитологии | Домашняя страница Н. Д. Голелва