Обыденное метаязыковое сознание, включающее в себя знания (представления) о речеязыковой действительности, являются частью наивной языковой картины мира и в этом статусе они активно воздействуют как на сам язык (языковую семантику естественного языка и его единиц, прежде всего слов, значение которых во многом и есть обыденные понятия; организацию смысловых полей, топиков, фреймов), так и на мировоззрение вообще, где они входят в парадигму, образуемую другими сферами обыденного сознания, такими, как наивная медицина, наивное право, наивная теософия и т.п. Школьное образование стремится приблизить обыденные представления к научным. И это его главная ментальная и деятельностная установка. Но нередко и наука, и зависимая от него дидактика сами находятся под воздействием обыденного сознания, рождающего лингвистические мифы.
Не исключено, что сама их закрепленность и массовость является признаком национальной ментальности, в той ее сфере, где обыденное сознание стремится преодолеть свою "наивность" и трансформировать интуитивные представления в понятия более высокого уровня. Изучая такие понятия, можно, по-видимому, выходить на самые высокие категории наивной философии языка (склонность к лингвофилософскому материализму или идеализму, прагматизму или романтизму, объективизму или мистицизму, рационализму или интуитивизму).
Далее в докладе представляются конкретные результаты наших исследований в этой области. Для иллюстрации избрана такая яркая черта современной ментально-языковой ситуации современной России, как орфографоцентризм.
Уже более столетия русской нации вольно или невольно навязываются орфографоцентристские представления о русском языке, в которых между правописанием и русским языком ставится знак равенства. Наш эксперимент показывает, что 9 из 10 рядовых носителей русского языка отвечают, что русский язык нужно изучать в школе для того, чтобы "писать без ошибок (грамотно, правильно)". Эти представления возникают прежде всего из того, что на орфографию и пунктуацию уходить значительная доля учебного времени на уроках русского языка, из той роли, которой придают им на разного рода экзаменах и разными проверяющими комиссиями. Немалую роль играет и то обстоятельство, что орфографические правила в русском языке носят метаязыковой характер - получается, что знания о языке даются в школе для того, чтобы "писать правильно". Отсюда, кстати, во многом проистекает и бессистемность самих этих знаний.
В докладе анализируются стереотипы обыденного сознания, вытекающие из орфографоцентристских представлений о русском языке его рядовых носителей, и их весьма серьезные следствия в сфере образования и социальной жизни, предлагается программа исследовательских и практических действий.
Перечень работ по когнитологии | Домашняя страница Н. Д. Голелва