Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

Морфемно-деривационные основания интуитивной орфографической деятельности детей

Статья написана в соавторстве с Е.А. Аввакумовой В статье представлены основные принципы развития интуитивной орфографической деятельности младших школьников. Основанием для его развития являются морфемно-деривационные способности детей. Это вытекает из того обстоятельства, что одним из ведущих принципов русской орфографии является морфематический принцип. Далее предлагаются некоторые приемы развития морфемно-деривационной деятельности учащихся и приемы формирования естественной орфографической деятельности на этой основе.

Вопрос о влиянии морфемного уровня на усвоение орфографии является достаточно разработанным. На наш взгляд, опора в орфографической деятельности на морфемный уровень естественна для пишущего1. Для нас важно в этом вопросе сделать акцент на том факте, что морфематический принцип не является следствием сложившейся орфографической системы, а представляет собой ее детерминанту. На это в свое время указывал Д.Н. Ушаков, называя основной принцип русской орфографии "этимологическим". Этим названием он подчеркивал способность носителя языка чувствовать родственные, генетические связи слов: "Важно отметить существование в языке и мысли говорящих живой связи между словами родственными по происхождению или представляющихся родственными" [2]. То есть ученый указывал на "живую" этимологию, а не на традиционное научное понимание этого термина. В своей работе ученый утверждает мысль о том, что поиск внутренней формы русской орфографии наиболее естественно вести в морфемно-деривационной деятельности: "Мы пишем и читаем не по буквам и не по слогам, а именно по составным частям слов. Не звуки языка вступают в соотношение с буквами, а составные части слов языка - с зрительными образами этих частей" [2].

Таким образом, Д.Н. Ушаков рассматривал русскую орфографию с позиции деятельностного аспекта. Вообще на рубеже ХIХ и ХХ веков лингвисты рассматривали орфографию, как правило, с детерминационных позиций. Такая традиция впоследствии была утрачена. В орфографии преимущественно стали исследоваться проблемы кодификации. Однако в последнее время появляются работы, где мы можем наблюдать детерминационный подход к орфографии. Прежде всего это работа Б.И. Осипова "История русской орфографии и пунктуации" [3]. Также в работе одного из авторов данной статьи [4] поставлена цель - постановка и обсуждение вопросов, возникающих при детерминологическом рассмотрении орфографической деятельности и орфографической системы русского языка в преимущественном детерминационном направлении от первой до второй. Мы рассматриваем орфографию не как прикладную науку, для которой неприемлемы общеязыковые категории, Для нас "графика и орфография, подобно иным подсистемам языка, социально обусловлены и покоятся на тех же семиотических законах, что и системы фонем или морфем языка" [5]. В частности, из этого совершенно естествен вывод о том, что детерминантой орфографии является морфемно-деривационная деятельность, а, следовательно, ее "контрапунктом" - единица языкового сознания -- морфема. Это не означает, что морфематический принцип орфографии нужно абсолютизировать. Опора на тождество морфемы не является универсальным путем формирования механизмов орфографически грамотного письма и не может служить единственным признаком при объяснении (через правила) всех написаний, уже сложившихся в прошлые периоды функционирования русской письменности, равно как и написаний, складывающихся в настоящее время. Орфографическая деятельность опирается на все основания, представляемые языком, она выходит за эти детерминанты (в связи с традиционным принципом) [6]. В настоящей статье исследуется эффективность влияния морфемного канала языковой способности человека при овладении орфографической интуиции.

В истории русского языка так сложилось, что реально проблема орфографической интуиции изучалась в лингводидактике, начиная с XIX века, когда сложилось противостояние "грамматического" и "антиграмматического" направлений. Представители "антиграмматического" направления полагали, что орфографической грамотности можно добиться в результате развития зрительных, слуховых анализаторов или моторики руки. В советской лингводидактике господствующее положение заняло "грамматическое" направление. Однако то и дело появляются альтернативные методики, основанные на чувственном восприятии написания слов. Возникают идеи заставить разные чувственные анализаторы работать на формирование орфографически грамотного письма: кинестетические [7; 8; 9; 10], зрительные [11; 12]; рукодвигательные.

Противопоставляя рациональному изучению орфографии чувственный опыт, методисты видят первопричину формирования орфографического навыка в предпочтении какого-либо органа чувств: слуха, зрения, моторики или в их объединении. Однако чувство языка не обязательно коренится, по нашему мнению, в поверхностных структурах. Основу чувства языка должны составлять более глубинные механизмы.

Мы не отрицаем того факта, что учащимся младшего школьного возраста доступно сознательное изучение грамматики, ср.: [13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20]. Нас, однако, интересует, насколько эффективна другая сторона познания - интуитивная. Поэтому мы в своем исследовании исключаем сознательное усвоение грамматики и изучение орфографических правил.

Опираясь на современные данные науки относительно интуиции о том, что в ее основе лежит напряженная деятельность сознания, интеллектуальный процесс [21; 22; 23; 24; 25], мы приходим к выводу о том, что интуицию (в нашем случае орфографическую) можно целенаправленно развивать.

Данные онтолингвистики показывают, что у детей 6-7 лет очень высокий уровень морфемно-деривационных способностей. Следовательно, они могут служить опорой первокласснику для овладения естественной орфографической деятельностью.

Так как орфографическая интуиция опирается на морфемно-деривационные практические знания, методика формирования естественной орфографической деятельности должна состоять из двух частей:

  1. общелингвистическая (с точки зрения орфографии --пропедевтическая), где развиваются морфемно-деривационная интуиция учащихся;
  2. собственно орфографическая, в которой формируется орфографическая интуиция.
В общелингвистической (пропедевтической) части у первоклассников развиваются уже имеющиеся морфемно-деривационные умения и формируются новые. Среди сформированных в результате практической речевой деятельности морфемно-деривационных умений выделяются прежде всего операции морфемного анализа и морфемного синтеза. При закреплении данных операций особое внимание нужно уделять морфемному синтезу, как более сложному для детей, по сравнению с морфемным анализом.

Особое внимание предстоит уделять процессу овладения значением аффиксов, особенно абстрактных, так как, по утверждению Д.Н. Богоявленского, "орфографией морфем русского языка овладевают в той мере, в какой овладевают их значением" [26].

Собственно орфографическая часть представляет собой написание специальных предложений, составленных по определенному алгоритму. В предложениях должны содержаться только такие морфемы, в которых присутствует орфограммы: корни с безударной гласной, проверяемой ударением, корни с сомнительной согласной, суффиксы (-еньк/-оньк; -ечк/-очк; -оват и т.п.), приставки (на-; о-; об- и под.).

Рассмотрим некоторые приемы из пропедевтического блока. Так, например, чувство морфемного состава слова можно развивать при помощи вопросов типа: 1)Почему так называются растения/животные/предметы (одуванчик, снегирь, незабудка, подснежник, подсолнечник, шиповник, подберезовик и т.д.)? Отгадайте, что это за слова, которые придумали маленькие дети (одетки, стриганок, ползук, копатка, пальчатки, одуван, мазелин, колоток, улиционер и т.д.)?

Развитие умения морфемного синтеза может развиваться путем выполнения заданий типа "Придумать слова", например, при ответе на вопросы

Для актуализации семантики аффиксов можно использовать методику моделей слов, разработанную Л.И. Айдаровой [15]. Сначала дается пара слов дорога - дороженька, и предлагается вопрос: чем отличаются эти слова? Далее следует вопрос: чем внешне отличаются данные слова?

После ответов на поставленные вопросы предлагается еще одна пара слов дороженька - дороженьки. Теперь ученикам надо было определить, чем отличаются слова новой пары. Учащиеся должны установить, что отличаются слова по значению количества (дороженька - одна, а дороженьки - много), а отличаются слова буквами а/и, расположенными в конце слов.

В результате проделанной работы экспериментатор делает выводы, что слово можно разбить на части и каждая часть несет свое значение. После этого составляется модель слова, указывающая количество частей слова, в каждой части указано значение: "дорога","ласковая","одна". Далее берутся подобные слова, с тем же суффиксом, и разбиваются на части, составляются модели слов. Затем работа усложняется: дается модель со значением каждой части, нужно отгадать слово: "река","ласковая","много" -- реченька.

Каким образом, морфемно-деривационная работа проецируется на олрфорграфическую деятельность детей? Еще в 1936 году П.О. Афанасьев говорил о том, что ребенок уже в дошкольном возрасте воспринимает слово в словообразующих частях, и советовал давать учащимся в первой половине букваря слова, не расходящиеся с произношением, а во второй половине "надо давать материал таким образом, чтобы у него воспитывалось морфологическое чутье. Прежде чем дать слово "сосна", нужно дать прочесть слово "сосны", прочтет он это слово, воспримет букву "о", и в слове "сосна" эта буква для него не будет неожиданной" [27].

Подобные идеи можно найти и в работах В.И. Чернышева и Н.С. Рождественского. Причем В.И. Чернышев указывает на то, что данный алгоритм работает для всех морфем: ": не только в правописании корней, но и в правописании приставок, суффиксов и флексий с огромной пользой для понимания правописания и языка вообще полезно сопоставлять ударяемые формы с неударяемыми: Например, довольно темный в произношении префикс по- в слове поклон : становится гораздо яснее, если его найти в словах: повод, полог, помысл; неясный суффикс -ость в словах радость, мудрость становится определенным при сравнении со словом злость:" [28; 29].

Развитие идеи о способности каждого слова участвовать в непрерывных деривационно-мотивационных процессах в речи мы осуществили в одной из наших предшествующих работ: "Например, предложение "Несет меня ЛИСА за дальние ЛЕСА" содержит две орфограммы, алгоритмы проверки которых могут быть естественным образом встроены в процессы порождения текста: "Несет меня ЛИСКА-ЛИСА за дальний ЛЕС, за дремучие ЛЕСА"; чувство ряда, его единства (ЛЕС-ЛЕСА, ЛИСКА-ЛИСА) в ситуации естественного текстопорождения как бы самопроизвольно решает орфограмму" [4].

Таким образом, алгоритм формирования орфографической интуиции противопоставлен традиционному. Согласно последнему движение должно идти от слов с морфемой в слабой позиции к слову с морфемой в сильной позиции. Этот алгоритм предполагает прерывание спонтанной письменной деятельности в "ошибкоопасном месте" для рационального "решения" орфограммы с опорой на теоретические знания, лежащие в основании правил. В результате существующего алгоритма появилось понятие "орфографическая зоркость", под которой понимается умение видеть орфограмму. Алгоритм формирования орфографической интуиции предполагает движение от слова с морфемой в сильной позиции к слову с морфемой в слабой позиции. Первое слово является по отношению ко второму помощником. Данный алгоритм не предусматривает целесообразности формирования орфографической зоркости. Результатом его, как мы предполагаем, должна стать выработка интуитивной самопроверки, в основании которой лежит морфемный канал языковой способности человека.

Данный алгоритм является универсальным для всех морфем. В начале предложения может находиться не только корневая морфема в сильной позиции, но и аффиксальная: "В торговом центре папа купил ковровую дорожку, дубовый стол и меховую шапку", "Мы сегодня сделали много дел: прорубь прорубили, прорезь прорезали, провод провели", "Ура! У нас отдых! Отдыхать будем!" Графический облик морфем в сильной позиции, по нашему предположению, формирует способность автоматически сохранять тождество написания морфем.

Предложения должны строиться по принципу увеличения расстояния между словом с морфемой в сильной позиции и словом с морфемой в слабой позиции. Если вначале эти слова должны находиться рядом (лиска-лиса, змейка-змея), то со временем их должно разделять все большее количество слов.

В создании специальных предложений, построенных по указанному алгоритму, большую помощь может оказать "Орфографо-морфемный словарь". Данный словарь существует пока только в проекте. "Морфемно-орфографический словарь" А.Н. Тихонова [30], который по своей сути представляет собой синтез двух словарей: орфографического и морфемного - и не несет в себе никакой другой информации. Он включает список список слов, разбитых на морфемы, по которому можно узнать правописание слов и их морфемное членение. В "Морфемно-орфографическом словаре" А.Н. Тихонова наблюдается традиционный подход к правописанию слов: словарь ориентирует на проверку, а не на самопроверку. В отличие от него проектируемый "Орфографо-морфемный словарь" должен служить тем источником, в котором учитель смог бы черпать необходимый материал для уроков по формированию чутья морфемы, и это непроизвольно активизировало бы чувство тождества морфемы, детерминировало бы непроизвольное грамматическое письмо в режиме спонтанной "самопроверки", без включения элементов "сомнения" для их рационального разрешения.

. Литература

  1. Моисеев А.И. Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный?//Рус. язык в школе. -1995.- N 1.- С.59-63.
  2. Ушаков Д.Н. Русское правописание: Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформировании. - М., 1917. -- 102с.
  3. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. - Новосибирск, Изд-во НГУ,1992.- 253с.
  4. Голев Н.Д. Антиномии русской орфографии. - Барнаул: Изд-во АГУ,1997.- 147 с.
  5. Гак В.Г. Орфография в свете структурного анализа//Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1962. - С.50-78.
  6. Голев Н.Д. Коммуникативная орфография русского языка (на примере неразличения на письме букв Е и Ё)//Человек - коммуникация - текст. - Вып.3. -Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. - С.47-52.
  7. Кадочкин Л.Н. Роль речевых кинестезий в формировании орфографических навыков//Вопросы психологии. - 1955. - N 3. - С.71-76.
  8. Тоцкий П.С. Орфография без правил. - М.: Просвещение, 1991. - 142 с.
  9. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительную культуру//Русская словесность. - 1996. - N 6. - С.44-47.
  10. Филинова С. "Я говорю: не ложьте, а он все ложит и ложит"://Соотечественники: русская культура вне границ. - М.:Наука, 1999. - Вып.3. - С.52-53.
  11. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека//Познавательные процессы: ощущения, восприятие. - М.: Педагогика, 1982. - С.33-48.
  12. Голев Н.Д. Орфография и лингвистическая культура. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1993. -112 с.
  13. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. - М.: Педагогика, 1964. - 300с.
  14. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.:Просвещение, - 1966. - 308 с.
  15. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
  16. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Новая школа, 1984. - 151 с.
  17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
  18. Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  19. Занков Л.В. Избр. пед. труды. - М.: Педагогика, 1990. - 418 с.
  20. Репкин В.В., Репкина Н.Р. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997. - 288 с.
  21. Кармин А.С., Хайнин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М.: Наука, 1971. - 244с.
  22. Ирина Р.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М.: Наука, 1978. 192 с.
  23. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество//Философские науки. - 1981. - N 5. - С.119-126.
  24. Интуиция, логика, творчество/Отв. Редактор М.И. Панов. - М.: Наука, 1987. - 176 с.
  25. Морозов И.М. Природа интуиции. - Минск: Университетское, 1990. - 140 с.
  26. Богоявленский Д.Н. К психологии усвоения правописания безударных гласных//Известия АПН РСФСР. - М.-Л., 1947. - Вып.12. - С.5-50.
  27. Афанасьев П.О. О морфологическом анализе слова как основе развития орфографических навыков//Вопросы орфографии в школе: Материалы научного совещания. - М., 1936. - С.3-15.
  28. Чернышев В.И. Избр. труды: В 2 т.- М.:Просвещение, 1970. - Т.2. - 718 с.
  29. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Начальное обучение русскому языку.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 264 с.
  30. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 704 с.

1.Мы не касаемся здесь спора о том, какой принцип - фонематический или морфематический - принцип ведущий в русской орфографии. Отметим лишь, что выделение в слове такой единицы, как фонема, требует от носителя языка определенных метаязыковых усилий и является довольно сложной операцией для обыденного языкового сознания. Ср. с мнением А.И. Моисеева, считающим что "концепция фонологического принципа для школы и для практического письма: вообще может оказаться обременительной и даже непосильной" [1].

К началу страницы


Перечень работ по когнитологии | Домашняя страница Н. Д. Голелва