Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

Рецензия на "Мотивационный диалектный словарь"

Заслуги томских диалектологов в создании областных словарей разных типов хорошо известны. Достаточно назвать один из самых крупных диалектных словарей дифференциального типа - пятитомный "Словарь русских старожильческих говоров средней части бассейна р. Оби" под ред. В. В. Палагиной и О. И. Блиновой (Томск, 1964-1967, 1975), пока единственные в диалектной лексикографии "Словарь просторечий русских говоров Среднего Приобья" под ред. О. И. Блиновой (Томск, 1977) и "Словарь вторичных заимствований" под ред. В.В. Палагиной1, один из первых диа- , лектных инверсариев - "Опыт обратного диалектного словаря" под ред. М. Н. Янценецкой (Томск, 1973) и его второе издание, переработанное и дополненное2и некоторые другие.

Тем не менее выход в свет "Мотивационного диалектного словаря. (Говоры Среднего Приобья)" под ред. О. И. Блиновой явился неожиданным в силу принципиальной новизны и оригинальности его жанра не только в диалектной, во и в общей лексикографии.

Оригинальность словаря определяется как принципами отбора слов, структурой словарной статьи с ее компонентами, так и объектом лексикографирования - впервые им стали отношения лексической мотивации. Но, говоря о новизне, нельзя не подчеркнуть, что появление этого серьезного, интересного во многих отношениях лексикографического труда закономерно и актуально, если учесть пристальный интерес в лингвистике последнего времени к проблеме мотивации, и особенно на кафедре русского языка Томского государственного университета.

В "Предисловии" (с. 3-5) дается краткая история создания словаря, во "Введении" (с. 6-16) четко, сформулированы необходимые исходные понятия теории мотивации, охарактеризован состав словаря, структура словарной статьи и названы источники словаря.

Удачна, логически обоснована и выдержана структура словарной статьи. Она состоит из заглавного слова - мотивированного или полумотивированного, тради- ционных грамматических помет, толкования его значения с использованием мотиви рующих единиц, одного или ряда зафиксированных лексических мотиваторов (ЛМ), объясняющих форму и семантику мотивирующей базы заглавного слова, одного или ряда структурных мотиваторов (СМ), объясняющих его форматную часть, оба типа мотиваторов сопровождаются частотными характеристиками и богатой иллюстратив ной частью, отражающей случи актуализации мотивационных связей заглавного слова в разговорной речи. Пример: '

КЕДРАЧ, а или у, м. 'Кедровый лес',

ЛМ: кедр (кёдер, кедра, кедра) (31) и - кедёрка~(1), кедрушка (1); кедровый (28).

СМ: елач 'еловый лес' (10), пихтач 'пихтовый лес' (58), мендач 'мендовый (с крупнослойной древесиной) лес' (2).

Кедрач-лес кедровый, там кедры хорошие (В. - Кет. Б. Яр). Грива-на материке, Кедрова ли, елова ли. Высоко место - елач стоит, кедрач (Колп. У-Р.). Был кедрач, пихтач. Даже мешка по два с одной кедры набивали (Зыр. Цыг.).

Каждый компонент словарной статьи заслуживает особой оценки, размышлений. Представляются тщательно продуманными принципы толкования значений заглавных слов. Они разнообразны, поскольку сложен и многообразен круг связей мотивированного слова, который в той или иной мере оставляет след в лексической семантике толкуемого слова. Используя сложившиеся в лексикографии традиции толкования производных слов, составители словаря прибегают и к новому способу - к помощи Мотивационного значения слова, позволяющего более адекватно отразить его лексическое значение.

Состав мотиваторов заглавного слова обнаруживает живую картину речевой жизни мотивированного слова, не угадывающейся ни в одну из созданных схем; эта часть словарной статьи хорошо вскрывает различия в актуальной и исторической производности слова.

Иллюстративная часть словарной статьи не только выполняет свою обычную роль, но и имеет самостоятельное значение: она служит источником изучения условий актуализаци мотивационных связей слова, особенностей функционирования его в разных типах речи, выявления специфики реализации разных видов мотивации - лексической и структурной и т. д.

"Мотивационный диалектный словарь" восполняет отсутствие в настоящее время Лексикографического описания одной из существенных сфер лексической системы. Теперь рядом со словарями антонимов, синонимов и словарями сочетаемости, фиксирующими лексическую парадигматику и синтагматику, появился словарь, описывающий "третье измерение" лексики -эпидигматику. В отличие от словарей гнездового типа, также отражающих некоторые виды эпидигматических отношений, мотивацион-ный словарь анализируемого типа является принципиально лексикологическим. Заглавное слово предстает в нем своеобразной точкой пересечения различных воздействий однокоренных и одноструктурных слов, независимых до известных пределов от принципа формально-семантической простоты/сложности, организующего словообразовательное гнездо. Широкий лексикологический подход к мотивации соответствует изначальному смыслу этого термина:мотивация есть обусловленность формы и содержания данного слова (в их единстве). И здесь естественно, что объектом мотивации являются все структурные части слова, а средством - все его эпидигматические связи.

Опора на разговорную стихию диалекта - одно из важнейших достоинств рецензируемого издания. В какой-то мере она представлена в нем даже глубже, чем в толковом словаре, поскольку в мотивационном словаре неизбежно должны появиться речевые повторы, без которых живую речь трудно представить. Пока еще трудно говорить о специфике мотивационной системы диалекта, хотя можно предположить у нее такие черты, как цельность, естественность использования (актуализации) мотивационных отношений, меньшая продуктивность некоторых их типов, например каламбурного.

В словаре легко выделяются два основных типа актуализации мотиватов в речи. Во-первых, это ретроспективная мотивация - результат рефлексий и осознания ра циональности связи значения и звуковой оболочки: "Роза - розова картошка, а бер- линка - может, привезена она из Берлина" (с. 35); во-вторых, - перспективная моти вация, при которой выбор мотивированного слова подсказан или предопределен моти вирующими: "На второй ряд берешь, треплешь, на последний ряд вытреплешь" (с. 82). К последнему типу примыкают и случаи частеречной транспозиции, где нередко мотива- ты выполняют также функцию скрепов предложения: "А ато лютик. Ежели кости бо лят, он^индо выгорит то Место, где болит, боль и прекратится" (с. 41). Различаются степени актуализации мотивационных отношений в речи, т. е. степень влияния моти- ватов друг на друга.

Словарь дает возможность наблюдать и многообразие содержательных типов мотивации, среди которых можно выделить парадигматические мотивации, противопоставляющие мотиваты по какому-либо одному признаку: "Медведь есть черный, это самый вредный... Не дай бог, если попадешься на медведицу" (с. 198), и синтагмо-метони-мические, отражающие смежность, например, орудия и деятеля, орудия и действия, действия и его объекта и т. п.: "Коловщик с колом идет, ведет невод" (с. 159).

Мотивационный словарь играет важную роль в понимании взаимодействия структурных и лексических мотиваторов, осуществляемого на базе обобщенно-мотива-ционных значений, что ярко иллюстрируют структурные мотиваторы, объединенные в своем большинстве тематически: овсянище, просяннще, клеверище...; белковать, кротовать, лосевать... Следовательно, реализация словообразовательных моделей осуществляется с опорой на отношения (синтагматические или парадигматические) лексических мотиваторов.

Большой интерес представляет и отражение в словаре фактов народной этимологии, ср.: "Моховики - на них как бы мох, мохнатенъки они", "Моховик растет на мху, на болоте" (с. 218); фактов унификации структур, ср.: "Маслянки есь, синянки, пенян-ки на пнях растут больше..." (с. 196); фактов подравнивания .мотиватов: "Маслянки - они маслянисты, а синявки - они синявы" (с. 196).

Вряд ли можно сейчас оценить все перспективы мотивационного диалектного словаря. Ясно, однако, что они значительны. Лексикографический труд, явившийся итогом многолетней работы большого коллектива, представляет собой существенный вклад в науку и дает толчок для новых исследований.


1. : Вторичные заимствования в говорах Среднего Приобья. Ч. 2. Томск, 1981.

2. в Кн.: Диалектное словообразование. Очерки и материалы.- Томск: Изд-во ТГУ, 1979, с. 40-141.

К началу страницы


Перечень работ по диалектологии | Домашняя страница Н. Д. Голелва