Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

Системообразующая функция формы слова в языке и речи

Вопрос о том, играет ли формальный план слова системообразующую роль в языке и речи, напрямую связан с раскрытием глубинного механизма саморегуляции языковой системы на ее лексическом уровне.

Наиболее часто выход данного механизма на "поверхность" языка и речи отмечается в связи с явлением народной этимологии, свидетельствующей о наличии у слов внутренних потенций "стягивания" слов-эпидигматов в блоки или создания новых эпидигматических отношений: ПЕНАЛЬТИ - ПИНАТЬ ( ср. также простор. ПЕНДЕЛЬ) БРАНДСБОЙТ-БИТЬ, ГРЕЙПФРУТЫ ( ГРЕЙФРУКТЫ-ГРЕТЬ, ФРУКТЫ), РОЗЕТКА ( РЕЗЕТКА) -- РЕЗАТЬ, УКОРОШЕНИЕ - КОРОТКИЙ, ФАЛЬШСТАРТ, ДЛЯ БЛИЗИРА, КОМБАНЬЕР, ШИФОНЕР и т. п. Многие явления такого рода не сопровождаются звуковыми или графическими мутациями исходной лексемы: ПРОМЕНАД воспринимается в связи с ПРОМЯТЬСЯ, ВОЛЬГОТНО -- с ВОЛЬНЫЙ, БЕСЧИНСТВО -- с ЧИНИТЬ (вред), МИРИАДЫ -- с МИЛЛИАРДЫ, ЗАКОСНЕТЬ -- с ЗАКОСТЕНЕТЬ и т. п. Это можно рассматривать как частный случай ( крайний) непроизвольных ( отчасти и произвольных) рефлексий языкового сознания на требование языковой системы. В них самих проявляется действие системообразующего механизма, имеющего широкий диапазон функционирования, не ограниченного узким кругом лексем ( периферийного типа) и узким кругом носителей языка ( недостаточно грамотных, чтобы круг ассоциаций этих лексем ввести в определенные рамки, им неизвестные).

В сущности для любого носителя языка (неэтимолога) естественно ассоциировать ДЫМКА или даже ВЗДЫМАТЬСЯ с ДЫМ, КОЛИКИ с КОЛОТЬ, ЛАДУШКИ -- с ЛАДОНЬ, ПОСЛУШНИК -- с ПОСЛУШНЫЙ, УНИЧИЖЕНИЕ -- с УНИЖЕНИЕ или НИЧТОЖНЫЙ, ЖЕЛВАК -- с ЖЕВАТЬ и т. п., независимо от происхождения исходных слов, в такой же мере, как ОБУГЛИТЬСЯ -- с УГОЛЬ, ГОЛОВНЯ -- с ГОЛОВА, а словарь -- со СЛОВО. Об этом ясно говорят данные эксперимента, направленного на выявление эпидигматических ассоциаций у широкого круга слов. Например, МЕШКАТЬ -- МЕШАТЬ -- 6, МЕШОК -- 7, ЗАМЕШКАТЬСЯ -- 5, без ассоциаций -- 5. НАВЗНИЧЬ: НИЧКОМ -- 5, ВОЗНИЧЬ -- 2, ВОЗНИКНУТЬ -- 4, ВНИЗ -- 9, НИЗ -- 2, НИЦ - 1, ЛАСТОЧКА: ЛАСКАТЬ -- 6, ЛАСТИТЬСЯ -- 3 и т. п.. Ср. также контексты из прессы с эксплицированными рефлексиями: "Со словом ЛЕГКО, ОБЛЕГЧЕНИЕ ассоциируется у нас слово ЛЬГОТЫ" ( АИФ, 1988, N 43); "ТОЩИЕ сильнее ТОСКУЮТ -- сами эти слова образовались от одной основы, обозначающей пустоту" (ЛГ, 1988, 19.10); "Бросается в глаза беспощадная закономерность, позволяющая поставить знак равенства между этими двумя короткими удивительно похожими ( вы не находите?) словами: СПИРТ и СМЕРТЬ" (Наш совр., 1987, N 7); "КСТАТИ, если у Белова угрожающей фигурой является БРИШ, то у В. Астафьева -- рыба БЕРШ" (Н. Иванова). Пример от обратного: "К диалектике это высказывание Е. Лесото, конечно, некоторое отношение имеет, но думается, не большее, чем слово ТЯГОМОТИНА к закону всемирного ТЯГОТЕНИЯ" (НМ, 1988, N 2).

Очевидна роль в осуществлении системообразующей функции слова, его внутренней формы и ее важнейшего специализированного элемента -- морфемы. Ассоциации по звуковой оболочке являются моментом морфемообразования: если ВЗДЫМАТЬСЯ ассоциируется со словом ДЫМ, то первое слово наделяется корневой морфемой ДЫМ и соответствующей внутренней формой: если название поселка имени ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА (сокр. ФРИДРИХА) ассоциируется с ШЕМОНАИХА, РЕБРИХА, ТОПЧИХА и т. п., то внутренняя структура (форма) слова ФРИДРИХА воспринимается в соответствии с этими ассоциациями (ср. изменяемость данного слова: около ФРИДРИХИ, за ФРИДРИХОЙ и т. п.).

Другой, не менее существенный "выход на поверхность" механизма системообразующей функции связан с его участием в текстообразовании. Всякий текст системно организован, и таковая организация изоморфна системной организации словаря. Например: "И без того ХУДОЙ финдиректор как будто еще более похудел и даже постарел" (М. Булгаков); ЦеКАа ЦИКает, а ЧЕКА -- ЧИКАЕТ "Чик! И нет гостиницы! Чик! Еще одной" (Огонек, 1991, N42). "На персидской сирени у веранды флигеля я увидел первого своего МАХАОНА -- до сих пор АОНИЧЕСКОЕ обаяние этих голых гласных наполняет меня каким-то восторженным гулом" (В. Набоков). Последний пример ярко демонстрирует единство метаязыковых и языковых, словарных и текстовых, морфо- и фонопорожденных проявлений системообразующей функции формы и ее связи с деривационной функцией лексической системы (обеспечение суппозиционной основы деривации).

К началу страницы


Перечень работ по дериватологии | Домашняя страница Н. Д. Голелва