Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

Отношения внутрисловной и межсловной парадигматики:

На материале деривационного взаимодействия лексико-грамматических классов глаголов и имен

Вопрос о содержательном различии двух форм развития лексики (внутрисловной и словообразовательной) и, соответственно, о содержании синхронной оппозиции их результатов остается в науке открытым. Неясно, например, чем обусловлен для говорящего выбор той или иной формы деривации, насколько типична сама ситуация выбора или возможность совмещения обеих форм в одном акте деривации. Их внешние различия: эксплицитность или имплицитность деривата, линейность (комбинаторность) или нелинейность ("переструктурированность" сем) -- относительны и лишь косвенно отвечают на подобные вопросы.

Изначально оба способа имеют общую основу -- необходимость выражения результатов абстрагирования/конкретизации, синтеза/анализа. Если выделение и актуализация конкретного (единичного) в общем, отдельного в целом ведут к комбинаторике знаков, то невыделенность -- исходная база внутрисловной деривации, которая восходит к осознанию различий внутри нерасчлененного целого (общего), их типизации, образованию на этой основе регулярных моделей семантической деривации, способных реализовать потребности окказиональной речевой номинации нового. Подобным образом неспециализированная лексическая комбинаторика преобразуется в специализированную, высшую форму которой представляет аффиксальное словообразование, а эволютивная лексикализация и узуализация вырабатывают возможность получения "немедленных" результатов. Система моделей делает возможным прогнозирование и речевое создание значений. Появление непрогнозируемых компонентов в значении (идиоматизация) -- результат актов вторичной семантической деривации (спецификации семантики слова), изначально эволютивной, но в дальнейшем также могущей подвергаться типизации и моделированию.

Современная система деривации отражает эти процессы и своим устройством, и структурой отдельных деривационных актов. Функциональной основой синхронной системы деривации является свободное, неспецифицированное, словоупотребление. На этот фундамент, осложняя его по разным признакам: степени семантической новизны, специализированности, выделенности и др., надстраиваются многочисленные и разнообразные формы деривации.

Распределение сфер действия внутрисловной и словообразовательной деривации в синхронии неоднозначно: в нем отражаются не только денотативные предпочтения, но и опосредованные внутрисистемные значимости, выработанные диахронически.

Изначальное единство двух форм деривации отражается также в том, что в комбинаторной деривации присутствует (чаще как фоновое явление) "переструктурация" сем, а семантической деривации формируется с учетом дифференцирующих возможностей внешней комбинаторики, валентности. Если они велики, то нет необходимости прибегать к внутренней комбинаторике морфем.

Семантическая дифференциация деривационного типа на поверхностном уровне проявляется в разных типах формально-семантических парадигм: в оппозиции морфологических парадигм (вариантов парадигмы) лексемы, морфемных структур, лексических валентностей и синтаксических позиций; а также лексических и словообразовательных парадигм, в которые включены данные лексемы. Обнаруживаются определенные тенденции в корреляции содержательных (функциональных) типов глубинного и поверхностного уровней, не носящие жесткого, однозначного характера. Их противопоставление должно описываться на основе комплексных оппозиций "пучков параметров".

К началу страницы


Перечень работ по дериватологии | Домашняя страница Н. Д. Голелва