Голев Н. Д. Труды по лингвистике

Н. Д. Голев

О роли морфемно-мотивационного плана лексических единиц в процессе порождения речи

Широко известное положение о преимущественно "пословном", т.е. вне участия морфем, порождении высказывания не согласуется с регулярной и разнообразной по формам актуализацией морфем и отношений слов на основе их в текстах.

Актуализация касается не только редких случаев образования или восприятия новых слов, но и многочисленных актов воспроизведения готовых дериватов, ибо "в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого" (Л.С.Рубинштейн).

Сравним идеи В.Гумбольдта о словарном запасе как о незастывшей массе, которая представляет собой развивающийся и вновь воспроизводящийся продукт словообразовательной потенции.

Распространенность тезиса о "пословном" порождении высказывания тесно связана с преимущественным вниманием лингвистов к порождающим моделям, которые отражают процессы, направленные от схемы предложения к ее лексическому заполнению и тем самым предполагают пассивную роль "заполняющего" механизма, ориентированного на выбор готовых слов. Лишь в последнее время была отмечена возможность другого рода моделей, например, отражающих тот факт, что часть речевых актов начинается с выбора слова, способного "тянуть" за собой ту или иную синтаксическую последовательность-(Е.С.Кубрякова). Такие модели хорошо объясняют явление активной речевой эпидигматики, способствующей развитию темы и реализации потребности в ее единстве. Тема и слово (морфема), называющее тему, развиваются параллельно. Естественно, что в таких эпидчгматических рядах появляются и лексические новообразования, преодолевающие помехи на путях развития темы.

При описании процессов выбора или создания слова в речи гораздо больше внимания уделяется номинативной деятельности (направление от внеязыкового содержания к его выражению в языке) и тесно связанной с ней гносеологической функции, чем синтагматической деятельности и коммуникативной функции слова. При этом первое создает представление о том, что означаемое слова дается нам априори в готовом и целостном виде и что оно автоматически возбуждает 'соответствующее ему, также готовое и целостное означающее. Существенно глубже в данной связи мысль В.Гумбольдта о единстве "обозначающих сил и сил, создающих обозначаемое". Эта мысль предполагает и единство номинативной и синтагматической деятельности, поскольку последняя также участвует в формировании означаемого, и включенность в эту единую деятельность механизма морфемно-мотивационного анализа и синтеза, необходимого для осуществления динамического (порождаемого ) соответствия планов выражения и содержания.

Характер очерченной модели в определенной мере раскрывает эксперимент, в ходе которого информанты заполняли пропуски в контекстах порождающего типа подходящими по смыслу словами. В результате мы могли видеть, что означаемое слова в речи во многом складывается из данных в предшествующем тексте сем и сем-морфем, а означаемое - из соответствующих морфем и что такого рода деятельность является одновременно и номинативной, и синтагматической.

К началу страницы


Перечень работ по дериватологии | Домашняя страница Н. Д. Голелва